Барьеры, изъятия и ограничения
В соответствии с пунктом 2 Методологии разделения препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на барьеры, изъятия и ограничения, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 ноября 2017 г. № 152, препятствия разделяются па барьеры, изъятия и ограничения,
«барьеры» - препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Евразийского экономического союза, не соответствующие праву Евразийского экономического союза;
«изъятия» — предусмотренное правом Евразийского экономического союза исключения (отступления) в части неприменения государством — членом Евразийского экономического союза общих правил функционирования внутреннего рынка Евразийского экономического союза;
«ограничения» — препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Евразийского экономического союза, возникшие вследствие отсутствия правового регулирования экономических отношений, развитие которых предусмотрено правом Евразийского экономического союза.
Государства-члены Союза, применяя различные подходы к толкованию и применению норм права Союза, активно используют меры по защите национальных рынков посредством введения (применения):
- препятствий в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер во взаимной торговле;
- ограничений во взаимной торговле товарами;
- норм национального налогового законодательства способами, ограничивающими свободное перемещение товаров и создающими конкурентные преимущества для отечественных производителей;
- мер по ограничению участия в государственных закупках.
В рамках работы по выявлению и устранению препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС со стороны Республики Казахстан инициировано 11 обращений, относительно барьеров, из которых, на сегодняшний день устранено – 7, находятся на стадии проработки ЕЭК – 4.
В настоящее время Комиссией ведется работа по следующим 12 проблемным вопросам, имеющим признаки препятствий, касающимся свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, направленным в ЕЭК представителями бизнес-сообщества Республики Казахстан в ЕЭК (из которых 6 направлено НПП РК «Атамекен»):
1. Пункты предварительного уведомления, установленные Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации;
2. Неравные условия для пользователей системы взимания платы «Платон»;
3. По вопросу применения в Кыргызской Республике минимального уровня контрольных цен на товары, ввозимые на территорию КР с территорий других государств-членов ЕАЭС;
4. О выявленных препятствиях, противоречащих единым принципам рынка реализации товаров и услуг ТС (вопрос о реализации цемента на территории Российской Федерации);
5. О допустимости неоднократного введения государством-членом ЕАЭС в одностороннем порядке изъятий из национального режима в сфере закупок для товаров, работ и услуг, происходящих с территорий других государств-членов ЕАЭС;
6. По вопросу установления размеров государственной пошлины при осуществлении экспертизы и согласовании отчета данной экспертизы лекарственных препаратов и медицинских изделий в Российской Федерации, без учета сложности процедур и объема выполняемых работ;
7. О наличии признаков препятствия на внутреннем рынке Союза в связи с применением в Республике Казахстан требований ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств";
8. О рассмотрении информации о прекращении пропуска автотранспортных средств, осуществляющих международные перевозки, через белорусско-российскую границу с 1 августа 2018 года;
9. О проблеме регулирования в Кыргызской Республике торговли безалкогольными тонизирующими напитками;
10. О возможности законного применения "спиральношовной" трубы наряду с "прямошовной" трубой во всех проектах на территории ЕАЭС, предусматривающих применение стальной электросварной трубы;
11. О проблеме, препятствующей экспорту продукции на рынок Российской Федерации;
12. О наличии фактов применения сертификата системы добровольной сертификации "Настоящий Вологодский продукт" в муниципальных закупках государственных учреждений Вологодской области в 2018-2019 годах.
В целях оперативного рассмотрения и принятия согласованных решений по вопросам бизнеса, касающихся препятствий в рамках функционирования внутренних рынков Евразийского экономического союза, по инициативе НПП РК «Атамекен» создана Согласительная комиссия при НПП РК «Атамекен».
В состав членов Согласительной комиссии вошли депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан, Вице-министры и другие представители государственных органов РК, а также представители НПП РК «Атамекен».
Данная площадка позволит не только более эффективно прорабатывать сигналы, полученные от бизнеса, но и в целом более оперативно реагировать на вопросы и проблемные ситуации отечественных предпринимателей, возникающие на территории ЕАЭС.
25 января 2019 года на площадке НПП РК «Атамекен» состоялось первое заседание Согласительной комиссии, в ходе которого были рассмотрены следующие проблемные вопросы, инициированные представителями отечественного бизнеса:
- о введении временных ограничений на транзит по территории Российской Федерации в Республику Казахстан мяса птицы производства предприятий США;
- о возникновении обязанности по уплате косвенных налогов (НДС) у казахстанских экспортеров при осуществлении сделок между налогоплательщиками государств-участников ЕАЭС;
- о сложившейся ситуации на пункте пропуска «Сырым» на границе РК и РФ.
По всем вопросам повестки, касающимся проблем отечественного бизнеса, участниками заседания была отмечена их актуальность и необходимость более глубокой проработки совместно с государственными органами РК.
В связи с этим, по результатам заседания Председателем Комиссии были даны соответствующие поручения уполномоченным органам.
В завершении первого заседания участники отметили актуальность инициативы НПП РК «Атамекен» по созданию площадки, позволяющей оперативно обсуждать и принимать согласованные решения по проблемным вопросам бизнеса, а также целесообразность продолжения работы в данном формате.