Толщина омлета регламентируется казахстанскими СанПиН
НПП «Атамекен» вновь поднимает вопрос абсурдных требований СЭС
Выступая на заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен», директор Департамента общественного мониторинга и работы с административными барьерами НПП Ербол Устемиров отметил, что государственными органами и Нацалатой проводится серьезная работа по улучшению условий для предпринимательской деятельности: снижается количество разрешений и лицензий, оптимизируются процедуры проведения проверок. Вместе с тем анализ поступающих обращений предпринимателей свидетельствует о том, что не все проблемы еще решены. Особую озабоченность вызывают требования, предъявляемые государственными органами к предпринимателям.
«Неоднократно озвучивалась цифра об общем количестве таких требований - более 28 тысяч. Понятно, что предпринимателю не то что их все исполнить, просто запомнить и знать все эти требования не представляется возможным. Конечно же, такое огромное количество требований создает благоприятные условия для коррупции. К примеру, требования в сфере санэпидблагополучия. В настоящее время действует 1 проверочный лист, который содержит 83 обобщенных требования», - сказал он.
Для разрешения этой ситуации Нацпалата совместно с Генеральной прокуратурой, Министерством нацэкономики и с привлечением экспертов выработала Единые подходы к оптимизации требований в рамках проверочных листов при осуществлении государственного контроля (надзора).
В соответствии с новыми подходами в проверочные листы должны быть включены: 1) требования, характеризующие безопасность конечного продукта производства (товар, работа, услуга). Проверяются они посредством проведения лабораторных анализов, измерений, замеров; 2) требования, которые фактически можно проверить. Это проверка документации, визуальный осмотр наличия оборудования, необходимых средств, маркировки и других показателей; 3) в проверочные листы не должны включаться требования, характеризующие внутренние технологические процессы, так как контроль в них обеспечивается самим проверяемым субъектом посредством организации производственного технологического контроля.
«Хотелось бы здесь отметить конструктивную позицию Комитета по защите прав потребителей, представители которой активно участвовали в проведении ревизии проверочных листов. В результате нами было проанализировано 41 санитарное правило, в которых выявлено 11543 требования. Из проревизированных требований из проверочных листов было решено исключить 9172 (порядка 80%), соответственно, сохраняется лишь 2371 (20 %). В результате, из проверочных листов в области санэпидблагополучия исключены отсылочные нормы, проверочный лист стал понятным, четким и исполнимым для проверяемых субъектов», - констатировал эксперт.
Он привел в пример объекты оптовой и розничной торговли пищевой продукции, где из 207 санитарных требований рекомендовано исключить 158 или 76%. Исключаются такие требования, как: 1) наличие раздельных холодильников для хранения и реализации свежей рыбы и рыбопродуктов (понятно, что современные холодильные установки имеют отдельные секции, позволяющие хранить продукцию раздельно); 2) проведение ежедневной влажной уборки помещений с дезинфекцией, ежедневная промывка контейнеров и инвентарной тары (эти требования характеризуют сам производственный процесс предприятия, который происходит ежедневно и его необходимо контролировать постоянно, что под силу только внутреннему контролю предприятия); 3) реализация изделий животного происхождения без ветеринарных документов, так как в настоящее время на готовую продукцию ветеринарные документы не выдаются.
По словам Устемирова, в настоящее время проект приказа министра нацэкономики об утверждении новых проверочных листов (всего 45) поступил в Нацпалату для изучения, и в ближайшее время НПП выразит свою позицию.
«Хотелось пояснить, что фактически мы вычистили проверочные листы в сфере санэпидблагополучия. При этом общие требования в СанПиНах сохранены, как обеспечивающие санитарное благополучие населения», - сказал представитель НПП.
Устемиров рассказал также об абсурдных и устаревших требованиях СЭС. Так, по его словам, в казахстанском общепите не допускается изготовление макарон по-флотски, а толщина омлета должна быть не более 3 см. «Возникает вопрос: насколько современны и обоснованы такие требования?», - сказал он.
«Недовольство предпринимателей вызывают также чересчур конкретизированные требования к тем или иным объектам, к примеру, по расположению полок на таком-то конкретном расстоянии от пола и от стены. Так, согласно «Санэпидтребованиям к объектам общественного питания» хранение сыпучих продуктов необходимо осуществлять на стеллажах на расстоянии 50 см от стены, с разрывом между штабелями 75 см. Для объектов дошкольного образования расстояние первого ряда столов от светонесущей стены - 1 метр, высота подвеса нижнего края настенной доски - 70 см», - сообщил эксперт.
При этом представитель «Атамекен» отметил, что в настоящее время требования к дошкольным организациям пересматриваются, при этом большое количество рекомендаций выдано Министерством образования и науки - уполномоченным органом в сфере образования. Всего МОН рекомендовано исключить и пересмотреть более 120 требований. Окончательное решение по этим рекомендациям еще не принято.
«По вопросам неисполнимых требований органов санэпиднадзора поступили обращения и от предпринимателей 5 районов Северо-Казахстанской области (Магжана Жумабаева, Габита Мусрепова, Айыртауского, Мамлютского и Тайыншинского районов). Предприниматели обоснованно указывают на предъявление невыполнимых требований по организации централизованной стирки. К примеру, в селе Полудино района Магжана Жумабаева численность населения составляет 1400 человек. Как в таком селе может быть централизованная прачечная? Какой предприниматель изъявит желание взяться за такое явно нерентабельное производство - открыть и содержать прачечную?», - сказал Устемиров.
Серьезную озабоченность предпринимателей, по словам представителя НПП, вызывают требования СанПиН к объектам оптовой и розничной торговли в части запрета переупаковки и перефасовки продуктов питания при розничной торговле. «Данная норма создает барьер при реализации таких продуктов, как крупы, сыры, сахар, макароны, которые закупаются у оптовиков мешками по 50 и более кг, а сыры - головками по 8-9 кг. Для удобства покупателей и успешной реализации мелкие магазины производят перефасовку в пакеты по 1 кг или нарезку сыров, колбас от 100 до 500 грамм в пищевую пленку. Расфасовка проходит в помещениях, соответствующих санитарным правилам и на измерительных приборах, прошедших поверку. Однако органы СЭС считают это нарушением. Полагаем, что данные требования следует пересмотреть», - заявил он.
Резюмируя свой доклад, Ербол Устемиров отметил, что фактов, когда предприниматели страдают из-за абсурдных и устаревших требований, очень много. «При этом, как показывает наш анализ и обращения предпринимателей, имеются требования, которые также необходимо пересмотреть либо исключить. На наши рекомендации Комитетом приводится довод о необходимости научного обоснования вопроса исключения либо пересмотра того или иного требования. Вопрос проведения научных исследований ранее нами с Министерством нацэкономики обсуждался, и мы нашли понимание. Нами даже изучен рынок научных организаций, которые, по нашему мнению, могли бы провести такие исследования», - сказал он.
«Для кардинального решения проблемы обоснованности и необходимости тех или иных требований просим Совет рекомендовать Правительству выделить соответствующие бюджетные средства для проведения научной ревизии действующих СанПиН с пересмотром либо отменой излишних, устаревших и дублирующих требований», - заключил Е. Устемиров.
Оставьте комментарий:
Комментарии:
Джуспеков э.
Спасибо Совету огромное!!!.