Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

На повестке дня визовые процедуры

01 Августа 2018
9184 просмотров

На площадке «Атамекена» состоялось второе заседание в рамках подготовки проекта Государственной программы развития туристской отрасли на 2019-2023 годы.

Основной темой повестки второго заседания стал вопрос совершенствования визово-миграционного режима.

«На сегодняшний день туристические компании и гостиницы, принимающие иностранных туристов, сталкиваются с рядом проблем. Основными являются вопросы оформления документов для визовых приглашений, получение ADS-виз, регистрация иностранных граждан, и их нахождение в нацпарках. По-прежнему остро стоит вопрос портала «Беркут», который до сих пор неактивен, а также проблемы оплаты штрафов за нарушение законодательства. У бизнеса накопилась масса системных вопросах, которые должны быть решены в рамках разработки Госпрограммы», - обозначила Заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева.

В свою очередь, вице-министр культуры и спорта РК Ерлан Кожагапанов отметил, что за последние несколько лет государственными органами совместно с Национальной палатой предпринимателей был предпринят ряд действенных мер по совершенствованию визового режима. Это - введение безвизового режима для 64 стран мира, сокращение срока выдачи виз и введение 72-часового безвизового транзитного пребывания в Казахстане для граждан Китая и Индии.

В ходе презентации основных предложений для совершенствования визово-миграционного режима эксперты МКС РК отметили, что за последние 5 лет наблюдается отставание Казахстана по показателям развития туризма от соседних стран.

«Казахстан не улучшил, и к тому же потерял позиции по таким показателям, как «международная открытость», «маркетинг», «сфера туристских услуг», «инвестиции и транспортная инфраструктура». Сегодня ключевыми рынками для Казахстана являются Россия, Индия и Китай, которые показали прирост в 30%. Также страны Ближнего Востока, Западной Европы и Северной Америки», - поделился эксперт Илья Савин.

Более того, эксперт отметил, что в Казахстане сохраняется потенциал для дальнейшей либерализации визового режима. В качестве примера Илья Савин предложил использовать опыт Азербайджана. Так, в 2015 году граждане Ирака начали получать визы по прибытию в Баку. Благодаря этому, турпоток вырос в 30 раз и достиг отметки 62 тысячи человек. Далее, в 2016 году процедура получения виз по прибытию была отменена, но открылось консульство в Багдаде. В том же году количество туристов возросло до 83 тысяч.

По итогам изучения международного опыта, штаб предложил изменить порядок получения визы для граждан Китая, Индии и Ирана. Для стран Ближнего Востока предложено рассмотреть безвизовый режим или выдачу виз по прибытию.

«Мы предлагаем аналогичный «шенгену» порядок. Для краткосрочных виз до года гражданам не нужно оформлять приглашение, только справка с места работы, движение по счетам, ваучер из отеля. Предлагаем рассмотреть упрощенный порядок получения виз для состоятельных туристов, пенсионеров, школьников, туристов, отправляемых за счет профсоюзов и предприятий», - предложил Илья Савин.

Более того, в рамках разработки госпрограммы штаб предложил рассмотреть внедрение системы «Е-гостиница» по опыту Узбекистана. По словам члена штаба, система даёт возможность регистрировать «бесшовно» всех иностранцев, которые остановились в кемпингах, гостиницах и других местах размещения. Полная регистрация дает уполномоченному органу статистику по заполняемости гостиниц. В свою очередь, доступ к системе предоставляется также органам безопасности.

В свою очередь, Юлия Якупбаева высказала альтернативное предложение:

«С точки зрения защиты у нас будут определенные требования к кибербезопасности, системе защиты персональных данных.  На данный момент мы имеем портал «Беркут», который помогает местам размещения регистрировать иностранцев. С другой стороны, напрашивается вопрос, как это новое решение «Е-гостиница» поможет ситуации, если в регионах отсутствует качественный доступ к интернету? Как информация будет восприниматься КНБ? У нас есть свой портал, нам просто необходимо доработать существующую систему. Это будет, возможно, лучше и дешевле», -  предложила она.

Представители гостиниц подтвердили наличие проблем в части электронной регистрации через визово-миграционный портал ЕИС «Беркут».

Следующей проблемой, которую озвучил бизнес, стало большое количество отказов в выдаче групповых ADS-виз. По словам Президента ОЮЛ «Национальная ассоциация индустрии туризма» Аи Кусаиновой, в случае отказа 1-2 человек в составе группы, турфирме необходимо заново подавать документы, что влечет значительные временные и финансовые затраты. В свою очередь, миграционная служба не называет аргументированную причину отказа. Более того, статистика показывает, что отказы в приглашениях достигают 30-40%, в том числе для так называемых благоприятных туристов. Бизнес предложил двигаться в направлении электронных виз.

В свою очередь, представитель КНБ РК напомнил, что по статистике подано более 15 тыс. приглашений, из которых отказ получили всего около 500 граждан. По словам представителя ведомства, в целях обеспечения безопасности и учитывая технические возможности, внедрение электронной визы преждевременно.

О гуманизации системы наказаний за нарушение миграционного законодательства высказался Генеральный директор ТОО «Национальная туристическая компания «Кочевник» Бакдаулет Ташманов:

«Все знают, что при нарушении миграционного законодательства турист снимается с рейса и дальше оформляется штраф. Этот процесс не простой и, как правило, реакция со стороны въезжающего негативная. Мы предлагаем, в случае первого нарушения представителям турбизнеса делать предупреждение, если нарушение длится не более пяти дней. За повторное нарушение – штраф без снятия с рейса, и третье нарушение – санкции в полном объеме».

В свою очередь, директор ТОО «Премьер-тур» Валерия Топольняк добавила, что согласно Кодексу административных правонарушений, при первом нарушении действует один вид наказания, который в последующих нарушениях усугубляется. Однако, по словам туроператора, согласно миграционным правилам, при нарушении миграционного режима в первый раз компания лишается возможности приглашать иностранных туристов на один год, что подрывает предпринимательскую деятельность и ограничивает действие норм Административного Кодекса РК.

Также, бурное обсуждение вызвал порядок уведомления о прибывших иностранных гражданах. Как добавил Бакдаулет Ташманов, отели до трех дней проживания могут не уведомлять миграционные службы. Однако, возникает вопрос регистрации туриста в том случае, если он проживает не более трех дней в каждом отеле, но в целом время пребывания превышает допустимый срок.

Вызывают вопросы у туроператоров также форма и механизм подачи уведомления. Так, в рамках разработки Госпрограммы, предлагается рассмотреть возможность подачи уведомления в электронном виде, которое, по словам бизнеса, намного облегчит процедуру.

Кроме того, была затронута проблема нахождения иностранных граждан в пограничной и водоохранной зонах. По словам Президента Ассоциации туристских агентств Казахстана Асель Нуркебаевой, Большое алматинское озеро, которое находится в этих зонах, ежедневно посещает большое количество иностранных туристов. Согласно Постановлению Правительства, на данном объекте сняты режимные ограничения пограничного контроля и нахождение иностранцев на туристском объекте без специального пропуска допускается. Однако, как показывает практика, представителями контролирующих органов часто взимается плата с иностранных туристов за фиктивные штрафы.

По итогам совещания была достигнута договоренность, что все замечания и предложения будут учтены и отражены в проекте государственной программы развития туризма до 2023 года и Концепции законопроекта. Более того, участники договорились создать рабочую группу по визово-миграционным вопросам, а также запросили письменную позицию силовых структур касательно озвученных проблем и предложений.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры