Законодательству о ГЧП - 10 лет: вопросы и итоги
В НПП прошли общественные слушания по итогам реализации проектов государственно-частного партнерства
Сложность и длительность процессов согласования ГЧП-проектов, их низкая инвестиционная привлекательность, а также отсутствие компетенций у участников - таковы основные причины, по которым государственно-частное партнерство в Казахстане идет низкими темпами.
Об этом сегодня в Национальной палате предпринимателей говорили участники общественных слушаний, посвященных итогам реализации проектов государственно-частного партнерства.
Заместитель Председателя Правления НПП Юлия Якупбаева отметила, что в этом году исполнилось 10 лет со дня принятия закона РК «О концессиях», а с 31 октября 2015 года действует закон РК «О государственно-частном партнерстве». Новый закон о ГЧП расширил область его применения, были введены новые контракты, предусмотрены меры государственной поддержки и источники возмещения затрат.
Вместе с тем на практике, по словам Якупбаевой, отсутствует понимание различий между формами взаимодействия государства и бизнеса - ГЧП, концессия, доверительное управление, имущественный найм, а также методология по определению стоимости объекта ГЧП, суммарной стоимости мер государственной поддержки, источников возмещения затрат и др.
«В области применения механизма ГЧП имеется ряд нерешенных вопросов. Это сложность процессов согласования проектов, длительные сроки прохождения процедур и их крайняя забюрократизированность, низкая инвестиционная привлекательность проектов ГЧП для потенциальных инвесторов, низкая компетенция, осведомленность сторон, участвующих в реализации ГЧП», - отметила зампред правления НПП.
Также сегодня существует разделение на республиканские и местные проекты ГЧП. По республиканским учет ведется Центром ГЧП, а вот по региональным проектам объективной статистики нет. По данным Министерства национальной экономики, в стадии разработки находятся 326 проектов ГЧП, а по данным РПП - 160.
«При этом, если смотреть те контракты, которые соответствуют полностью критериям ГЧП, то из 160 это всего 62 проекта. Таким образом, нам необходимо проработать и в следующем пуле наших предложений внести четкое понимание, кто же все-таки осуществляет координацию и ведет статистику по проектам государственно-частного партнерства», - отметила Юлия Якупбаева.
Она подчеркнула, что фактически по республике заключено всего 13 договоров ГЧП. Это 7 проектов в Алматинской области по предоставлению в финансовый лизинг сельскохозяйственной техники, 6 проектов в Актюбинской области: 3 проекта в области физической культуры и спорта, 3 проекта в здравоохранении. К сожалению, ни один проект до конца не реализован.
Вице-министр здравоохранения и социального развития Елжан Биртанов, участвовавший в слушаниях, согласился с мнением о низкой компетенции с обеих сторон – со стороны государства в плане подготовки проектов, со стороны частного сектора – в вопросах анализа и учета рисков, привлечения инвесторов. По его мнению, в целом, у государства нет четкого понимания цели реализации ГЧП.
«По данным МИО, в области здравоохранения на стадии разработки находятся 47 проектов, еще два проекта разрабатывается министерством. В основном, это поликлиники, станции скорой помощи. Это те проекты, которые МИО предлагают частному сектору на реализацию. При этом за прошедшие 2-3 года ни одного успешного тендера не состоялось. Единственный контракт был подписан в Актобе на строительство и эксплуатацию станции скорой медпомощи», - заявил Елжан Биртанов.
«В целом, важно понимать, что общая сумма затрат государства на проект, реализуемый по механизму ГЧП, будет выше, чем прямое финансирование. Дело в том, что при ГЧП в стоимость проекта закладываются маржа частного партнера и стоимость денег для частника, которая всегда выше, чем бюджетный кредит», - отметил вице-министр.
В качестве успешного примера реализации механизма ГЧП в рамках совещания была приведена Актюбинская область, где на данный момент заключены контракты на 6 проектов.
Директор Палаты предпринимателей Актюбинской области Нурлыбек Муканов по селекторной связи отметил, что в регионе все участники ГЧП работают тесно и слаженно, благодаря чему и удается достичь такого результата.
«Создана вся инфрраструктура: региональный Центр ГЧП, в СПК Актобе - отдел, который дает независимое экспертное заключение каждому проекту ГЧП. С начала года МИО инициированы 18 проектов на сумму 17 млрд тенге, из них сегодня на 6 проектов уже заключены контракты. Путем прямых переговоров предпринимателями инициировано 5 проектов», - отметил Нурлыбек Муканов.
Партнер Международной юридической фирмы Grata International Шаймерден Чиканаев в своем выступлении отметил, что термин ГЧП неправильно трактуется не только бизнесом, но и самими местными исполнительными органами. За ГЧП порой выдаются даже спонсорские проекты.
«Как юрист, я вижу плохое структурирование проектов, недостаток компетенций с обеих сторон. Часто для галочки проекты пытаются заявить, но, когда доходит до их реализации, ни один частный партнер не приходит. На деле МИО не хотят передавать объекты в частные руки», - заявил эксперт.
Юлия Якупбаева отметила, что со своей стороны Национальная палата предпринимателей постоянно инициирует внесение изменений в законодательные акты в области ГЧП. В настоящее время идет процесс внесения изменений в текущее законодательство в рамках ГЧП. В том числе учтены предложения НПП: допускается одновременное (параллельное) осуществление экспертизы и согласования документов, сокращены сроки прохождения экспертизы, оптимизированы документы.
Зампред НПП предложила рассмотреть альтернативные схемы реализации проектов ГЧП, где сторонами договора ГЧП будут выступать государственный партнер (МИО), Управляющая компания (частный партнер), строительная компания, банки второго уровня.
«Чтобы избежать сложных конкурсных процедур, можно по небольшим проектам определить лимит средств. К примеру, детсад на 250 мест стоит 750 млн тенге. МИР совместно с управляющей и строительной компаниями, банком рассматривает модель строительства детсада. На этапе строительства МИО для скорости выделяет бюджетный кредит управляющей компании сроком на 2 года. Спустя это время банк возвращает эти деньги МИО. Объект ставится в залог БВУ и через 15 лет переходит на баланс государства», - поделилась новой моделью Якупбаева.
Инвестиционную привлекательность финансовой модели также можно улучшить за счет рационального распределения государственного заказа и рыночной оплаты. В детский сад, построенный по механизмам ГЧП, будут принимать детей не только из списка «очередников», но и детей вне очереди акимата в соотношении 70 на 30%.
Министерство национальной экономики РК в целом не возражает по проработке данной модели в пилотном режиме.
Оставьте комментарий:
Комментарии: