astana-view

Реестр проблем

№65

Барьеры для «бизнеса на колесах».

Ранее №582. Барьеры для «бизнеса на колесах». НПП проанализирована ситуация по развитию предпринимательства, занятого в сфере выездной, передвижной торговли, так называемого «бизнеса на колесах». Данный вид предпринимательской деятельности в Казахстане практически отсутствует, хотя изучение международного опыта показало, что именно «бизнес на колесах» не один десяток лет процветает в странах Европы и США. Предприниматели арендуют грузовики и автобусы, переоборудуют их и отправляются на улицу кормить сотни людей в день, постоянно меняя место своей дислокации. По дорогам европейских стран и США колесят сотни и тысячи фургонов-ресторанов. Мобильные точки общественного питания открывают не только профессионалы, но и обычные начинающие предприниматели, открывшие свое дело в кризис и рискнувшие освоить новую специальность. В основное меню передвижных заведений, как правило, включены самые распространенные блюда (хот-доги, пицца и прочие блюда быстрого приготовления), горячие и холодные напитки. Людей в таком деле привлекают прежде всего низкие инвестиционные затраты и высокая прибыльность. Однако, действующие на сегодняшний день нормы законодательства Республики Казахстан не позволяют открывать подобный бизнес, непреодолимые препятствия создают санитарные нормы, пожарные правила и необходимость получения разрешений на открытие бизнеса. Для получения такого разрешения необходимо соответствовать множеству требований, которые разработаны только для стационарных объектов питания. К таковым относятся требования нахождения объектов питания только в зданиях и помещениях, обязательное наличие централизованной системы холодного и горячего водоснабжения и водоотведения, канализации, туалетов, вентиляционных систем, складских, производственных помещений и так далее (определены в санитарных правилах «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам общественного питания»). Вместе с тем, перечисленные санитарные требования не подходят для открытия мобильных объектов питания. Аналогичная ситуация и с требованиями Правил пожарной безопасности.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

ЖАМБЫЛСКАЯ РПП, ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Предложение по решению проблемы:

Проработать с заинтересованными государственными органами вопрос сокращения требований к данному виду предпринимательской деятельности.

Пути решения:

1. Направить письмо в МНЭ и МВД с предложениями о необходимости упрощения перечня требований до уровня необходимых и возможных соблюдению и проработать механизм регулирования. 2. По результатам получения позиций министерств, при необходимости, провести совещание с заинтересованными госорганами, субъектами предпринимательства. 3. В случае одобрения, принять меры по внесению изменений в соответствующие НПА.

Дата включения в реестр:

2016-11-11 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2017-02-15 00:00:00

Ход исполнения:
04.12.2018; По линии Министерства внутренних дел РК барьер для «бизнеса на колесах» урегулирован в части выдачи разрешений на переоборудование транспортных средств и прицепов под торговые павильоны и пункты питания. Согласно Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» внесенные изменения вносятся в свидетельство о регистрации транспортных средств. При этом Министерством национальной экономики разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности», в рамках которого предусматриваются изменения в Законы Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» и «О регулировании торговой деятельности», в части уточнения функционала местных исполнительных органов по утверждению не только мест, но и маршрутов выездной торговли. В настоящее время Проект Закона находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента Республики Казахстан.
14.05.2019; Проблемный вопрос по "бизнесу на колесах" решен в рамках подписанного 2 апреля 2019 года Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес среды и регулирования торговой деятельности" (http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1900000241). Так, вышеуказанным законом внесены изменения в Законы "О регулировании торговой деятельности" и "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" в части наделения местных исполнительных органов компетенцией по определению и утверждению мест и (или) маршрутов размещения нестационарных торговых объектов. При этом, согласно новой редакции пункта 2 статьи 27 Закона "О регулировании торговой деятельности", субъект внутренней торговли осуществляет выездную торговлю в специально отведенных местах и (или) маршрутах, определенных местным исполнительным органом города республиканского значения, столицы, района, города областного значения. Субъект внутренней торговли может осуществлять торговлю по утвержденному маршруту в любой его точке. Таким образом, полагаем возможных считать данный вопрос решенным.
25.04.2018; соответствующие поправки включены в проект Закона "О внесении изменения и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности". Проект находится на рассмотрении Сената Парламента РК. В целом предполагается наделение МИО компетенцией по утверждению мест и маршрутов передвижения для нестационарных объектов торговли, что позволит решить данную проблему.
27.07.2018; соответствующие поправки включены в проект Закона "О внесении изменения и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности". В целом предполагается наделение МИО компетенцией по определению и утверждению мест и маршрутов передвижения для нестационарных объектов торговли, что позволит решить данную проблему.
30.11.2016; Национальной палатой предпринимателей указанное предложение было направлено в адрес Министерств внутренних дел Республики Казахстан и по национальной экономики Республики Казахстан.
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Айтбаев Асет Маратович, Савидов Александр Валерьевич

Эксперт 1 категории, Управляющий директор-директор департамента

ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА, ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

, null

Руководитель подразделения:

Абсаттаров Динмухамед Болатович

И.О. заместителя Председателя Правления

АППАРАТ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВЛЕНИЯ

Partners