astana-view

Реестр проблем

№511

Касательно уменьшения сроков оплаты за выполненные работы.

Так, в соответствии с пунктом 10 статьи 43 Закона «О государственных закупках» (далее - Закон), размер обеспечения исполнения договора устанавливается организатором государственных закупок в размере трех процентов (3%) от общей суммы договора. В случае, если договором предусмотрена выплата аванса, поставщик дополнительно к обеспечению исполнения договора вносит обеспечение аванса в размере, равному авансу. Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 утверждены Правила осуществления государственных закупок (далее-Правила). Поставщик вправе отказаться от полной суммы аванса либо от части аванса. В случае частичного отказа от аванса поставщик вносит обеспечение аванса в размере, равном части аванса. По мере исполнения обязательств по договору заказчик по письменному уведомлению поставщика уменьшает размер обеспечения исполнения аванса пропорционально выполненным обязательствам, предусмотренным договором. При этом, оставшаяся сумма за выполненные работы производится Заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика/Исполнителя не позднее 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания Сторонами акта выполненных Работ, с учетом пропорционального удержания ранее оплаченного аванса (данный пункт отображается если по договору предусмотрен аванс). Данные требования Закона негативно влияют на финансовые положения субъектов предпринимательства. Необходимо отметить, что в ранее действовавших нормах законодательства о государственных закупках данное требование отсутствовало, и, соответственно у предпринимателей финансовых трудностей не возникало. В связи с этим, Палата предпринимателей ВКО считает, что: 1) внесение изменений в Правила в части уменьшения сроков оплаты за выполненные работы от 3-х до 5-ти рабочих (банковских) дней, у субъектов бизнеса появится возможность восполнить затраты в фонд оплаты труда, сборы в бюджет и другие расходы; 2) исключение из законодательства о государственных закупках нормы, регламентирующей внесение обеспечения исполнения договора (гарантии) - позволит предпринимателям направлять на реализацию исполнения договора о государственных закупках больший объем денежных средств, что способствует более качественному выполнению закупленных в рамках государственных закупок товаров, работ, услуг в максимально короткий срок. По данному факту ПП ВКО ранее обращалось в Департамент общественного мониторинга и работы с административными барьерами (далее - Департамент) об оказании содействия во внесении соответствующих изменений в действующее законодательство, а также о включении данного вопроса в Реестр проблем и карту решения проблем предпринимателей (далее - Реестр). Однако, Департамент своим ответом № В-8310/16 от 04.08.2016 года отказывает во включении вышеуказанных проблем в Реестр, а также считает нецелесообразным внесения изменений в законодательства, поясняя тем, что уменьшения сроков оплаты за выполненные работы до 3-5 рабочих дней будет усложнять работу государственных учреждений, а также исключения из законодательства внесение обеспечения исполнения договора противоречит международному договору о Евразийском экономическом союзе. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Республики Казахстан «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан», задачами Национальной палаты являются представление, обеспечение защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства, а также содействие созданию благоприятных правовых, экономических и социальных условий для реализации предпринимательской инициативы в Республике Казахстан. Вместе с тем, из вышеуказанного ответа следует, что Департамент учитывает интересы государственных учреждений в ущерб субъектам предпринимательства! Также отмечаем, что на повторное обращение от 12.08.2016 года № 531-СЗ Департаментом ответ не представлен. Необходимо отметить, что в настоящее время в связи нестабильностью экономического положения в стране, а также нестабильностью курса иностранной валюты, которая влияет на цены товаров, работ, закупаемых субъектами предпринимательства, оплата за выполненные работы в течение 30 календарных дней могут привести к срыву качественного и своевременного выполнения работ, что в последующим приведет к летальным исходам, в том числе банкротству субъекта предпринимательства. Касательно, невозможности внесения изменения в части исключения из законодательства внесение обеспечения исполнения договора, в связи с международным договором о Евразийском экономическом союзе, просим рассмотреть возможность (варианты) поддержки и защиты отечественных поставщиков при участии в государственных закупках от иностранных конкурентов. Учитывая вышеизложенное, просим Вас рассмотреть возможность внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, а также включить данный вопрос в Реестр проблем и карту решения проблем предпринимателей.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

Восточно-Казахстанская РПП

Предложение по решению проблемы:

1) Уменьшение сроков оплаты за выполненные работы от 3-х до 5-ти рабочих (банковских) дней 2) Исключение из законодательства о государственных закупках нормы, регламентирующей внесение обеспечения исполнения договора (гарантии). 1. Направить предложение в МФ РК. 2. В случае необходимости, провести совещание с заинтересованными госорганами, субъектами предпринимательства. 3. В случае одобрения, принять меры по внесению изменений в соответствующие НПА.

Пути решения:

1) Внести изменения в Правила осуществления государственных закупок утвержденный Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 и изложить в следующей редакции: «оплата за выполненные Работы производится Заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика/Исполнителя <условие оплаты> от 3 (трех) до 5 (пяти) рабочих дней с даты подписания Сторонами акта выполненных Работ». 2) Исключить пункт 3.3 в Приложении 20 Правил осуществления государственных закупок утвержденного Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648. 3) Включить данный вопрос в Реестр проблем и карту решения проблем предпринимателей.

Дата включения в реестр:

2017-04-14 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2017-06-30 00:00:00

Ход исполнения:
02.08.2019; В целях проработки путей решения по данному вопросу, 16 августа 2019 года в 10.30ч. состоится селекторное совещание с участием представителей бизнеса и заинтерисованных государственных органов.
10.01.2025; Правилами осуществления государственных закупок от 9 октября 2024 года №687 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 9 октября 2024 года № 35238) внесены соответствующие нововведения в следующей редакции: 537. Поставщик в течение десяти рабочих дней со дня вступления в силу договора вносит обеспечение исполнения договора/обеспечение аванса (при наличии), антидемпинговую сумму (при наличии). Требование части первой настоящего пункта не распространяется на поставщиков, находящихся в реестре отечественных производителей товаров, работ и услуг. 538. Требование о внесении обеспечения исполнения договора не распространяется на: 1) поставщиков, определенных по итогам государственных закупок услуг, предусмотренных государственным социальным заказом, жилища, принадлежащего на праве частной собственности физическому лицу, не являющемуся субъектом предпринимательской деятельности; 2) поставщиков, по договорам, заключенным по результатам государственных закупок через электронный магазин, стоимость которых не превышает пятисоткратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете; 3) поставщиков, по договорам заключенным способом из одного источника путем прямого заключения договора, за исключением договоров, заключенных на основании подпунктов 19) и 41) пункта 3 статьи 16 Закона; 4) поставщиков, находящихся в реестре отечественных производителей товаров, работ, услуг. 539. Требование по внесению обеспечения аванса не распространяется на: 1) поставщиков, с которыми заключены договора в рамках казначейского сопровождения; 2) поставщиков, находящихся в реестре отечественных производителей товаров, работ, услуг. Касательно рассмотрения возможностей (вариантов) поддержки и защиты отечественных поставщиков при участии в государственных закупках от иностранных конкуренто сообщаем, что в 2024 году также были внесены положительные для ОТП меры поддержки. В частности, хотелось бы отметить основные положительные моменты: 1. Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 29 марта 2024 года № 168 «О внесении изменений и дополнений в некоторые приказы Министерства финансов Республики Казахстан» внесены поправки в: 1. Правила осуществления государственных закупок 2. Правила осуществления закупок отдельными субъектами квазигосударственного сектора, за исключением Фонда национального благосостояния и организаций Фонда национального благосостояния; 3. Правила осуществления государственных закупок с применением особого порядка. Поправки к правилам госзакупок и закупок нацкомпаний предусматривают следующие привилегии к отечественным производителям: - обязательная выплата аванса в размере 30%; - освобождение от всех видов обеспечения (обеспечение исполнения договора (3%), обеспечение аванса (равной сумме аванса), а также сумма обеспечения в случае принятия антидемпинговых мер (сумма в размере, равной сниженной сумме от минимальной допустимой цены, не признаваемой демпинговой)); - снижение неустойки (штрафа, пени) за ненадлежащее исполнение договорных обязательств с 10 до 3% от суммы договора. Кроме того, внедрены положения по заключению офтейк-контрактов способом из одного источника (закупки квазигоссектора), а также приоритетному закупу товаров, работ, услуг у отечественных производителей (по аналогии с изъятиями в госзакупках в закупках квазигоссектора и с применением особого порядка). В 2024 году значительно расширен Перечень товаров, работ и услуг, изъятых из национального режима. Справочно: В рамках международных обязательств Республики Казахстан, при осуществлении государственных закупок, Правительство Республики Казахстан в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка, развития национальной экономики, поддержки отечественных товаропроизводителей вправе установить изъятия из национального режима на срок не более двух лет (статья 9 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках»). Перечень товаров, изъятых из национального режима: 1) Теплоизоляционный материал из вспененного синтетического каучука – изделия из вулканизованной резины, кроме твердой резины (трубчатый, рулонный, пластина, лента) (Постановление Правительства РК от 11 ноября 2022 года № 893 «Об установлении изъятия из национального режима»); 2) Бумага, используемая для письма, печати или других графических целей в форматах А3, А4 (Постановление Правительства РК от 13 октября 2023 года № 904 «Об установлении изъятия из национального режима»); 3) товары легкой промышленности (Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 февраля 2024 года №99). 4) товары, работы и услуги мебельной промышленности, а также машиностроительные товары (Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 марта 2024 года №190). 5) товары машиностроения и продовольствия, а также товары, работы и услуги в химической, металлургической, строительной промышленности (Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 марта 2024 года №191). 6) товары и услуги, включенные в реестр доверенного программного обеспечения, и продукции электронной промышленности (Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2024 года № 207); 7) Система забора крови (ветеринарная) (Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 июня 2024 года № 447 «Об установлении изъятия из национального режима»). Вместе с тем, в 2023 году в рамках исполнения пункта 4 Протокола совещания по рассмотрению проблемных вопросов бизнеса от 19 октября 2023 г. внесены изменения в профиль рисков камерального контроля приказом Министра финансов РК от 27.02.2024 № 108 в части отмены закупки до заключения договора в случае неприменения изъятий из национального режима. В целях поддержки отечественных товаропроизводителей Министерством финансов утвержден отдельный перечень ТРУ, которые будут закупаться исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства. Таким образом, товары до 50 000 МРП будут закупаться у физических и юридических лиц, находящихся в реестре отечественных производителей товаров, работ и услуг без установления механизма изъятий.
12.03.2024; В рамках исполнения протокольного поручения 2.1 в части внесения согласованных предложений по вопросу значительного повышения доли участия отечественных поставщиков в государственных закупках и закупках квазигосударственного сектора, а также перейти к автоматическому выбору поставщиков с комбинированием ценовых и качественных критериев по всем видам закупок НПП «Атамекен» направлен ответ (№ 02942/16 от 01.03.2024 г.) на запрос Министерства финансов Республики Казахстан от 16 февраля 2024 года 005-ДЗ/1330-И с Сравнительными таблицами по проекту Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (на текущий момент законопроект находится на рассмотрении Мажилиса Парламента Республики Казахстан) и Правилам осуществления закупок отдельными субъектами квазигосударственного сектора, за исключением Фонда национального благосостояния и организаций Фонда национального благосостояния во вложении. Вместе с тем отмечаем, что для дачи аргументированных предложений либо обоснованных замечаний на интернет портале «Открытые НПА» (https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=14959175) Министерством финансов Республики Казахстан уже размещен проект приказа Министра финансов Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые приказы Министерства финансов Республики Казахстан», срок рассмотрения установлен до 15 марта 2024 года. В части обеспечения приоритетного приобретения и применения казахстанских товаров, работ и услуг в проектах, финансируемых с участием государственных средств НПП «Атамекен» в вышеуказанном письме направила предложение о приобретении из одного источника путем прямого заключения договора товаров у физических и юридических лиц, находящихся в Реестре отечественных производителей товаров, работ и услуг, если годовой объем таких однородных товаров в стоимостном выражении не превышает стократного размера месячного расчетного показателя, работ и услуг, если годовой объем таких однородных работ и услуг в стоимостном выражении не превышает пятисоткратного размера месячного расчетного показателя, а для аппаратов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов – трехтысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. Также НПП «Атамекен» предложен приоритет отечественных производителей при равенстве условных цен всех потенциальных поставщиков, а также условные скидки в размере 5 % для всех отечественных производителей товаров, работ и услуг. Отмеченные предложения включены в проект Приказа, опубликованном на интернет-портале «Открытые НПА» Кроме того, в качестве поддержки ОТП от импорта, НПП «Атамекен» поддерживает предложение государственных органов о расширении Перечня изъятий, и ведет активную работу по согласованию проектов Постановлений для максимального охвата производимых товаров, работ и услуг всех отраслей бизнеса.
16.10.2017; В рамках разработанного Министерством финансов РК, НПП "Атамекен" внесены данные поправки. В настоящее время, Законопроект находится на стадии согласования с госорганами
23.09.2024; Вопрос своевременной оплаты за поставленные товары, оказанные услуги/работы неоднократно поднимался со стороны НПП "Атамекен" в адрес Министерства финансов Республики Казахстан, в том числе при совещаниях по проблемным вопросам бизнеса под председательством Жамаубаева Е.К., и отклонен со стороны госорганов с ссылкой на бюджетное законодательство Республики Казахстан. При согласовании проекта Правил осуществления государственных закупок предложение НПП в очередной раз отклонено МФ РК (исх.№ 005-ДЗ/44086 от 02.09.2024 г.). При этом, в адрес МФ РК также направлены инициативные письма с фактами нарушений со стороны ГО в части неуплаты, которые также не решены на текущий момент (исх.№КК-05-КК/33554 от 02.09.2024). Вместе с тем, Департаментом проделана работа по инициированию технических решений по предотвращению фактов неуплаты, и с 12 мая 2023 года на веб-портале произведена доработка, согласно которой для организаторов (при публикации объявления) и потенциальных поставщиков (при подаче заявки на участие в закупке) отображается уведомление о нахождении заказчика в Едином реестре должников. С 1 ноября 2023 года в целях выявления фактов несвоевременной оплаты со стороны заказчиков на веб-портале отображаются уведомления по заказчикам, имеющих неисполненные обязательства по платежам в рамках заключенных договоров о государственных закупках. В связи с чем, потенциальным поставщикам на этапе подачи заявки на участие в закупке отображается информация о наличии у заказчика, неисполненных обязательств по исполнительным документам и платежам в рамках заключенных договоров о государственных закупках.
30.06.2017; В рамках разработанного Министерством финансов РК проекта Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора" (далее - проект Закона) и Концепции к проекту Закона, НПП "Атамекен" внесены следующие предложения: 1) о сокращении сроков полной оплаты до 15 календарный дней за поставку товаров, выполнение работ либо оказание услуг со дня исполнения обязательств по договору; 2) о пересмотре порядка внесения обеспечения аванса и обеспечения исполнения договора о государственных закупках. Однако данные предложения не приняты Министерством финансов РК. Вместе с тем, в настоящее время проект Закона направлен Канцелярией Премьер-Министра РК на доработку в Министерство финансов. В этой связи, после поступления на согласование в НПП "Атамекен" проекта Закона, вышеуказанные предложения будут повторно внесены в проект Закона.
31.07.2018; В рамках Законопроекта по совершенствованию системы закупок, НПП "Атамекен" внесены следующие поправки в Закон РК "О государственных закупках": 1) сокращение сроков оплаты с 30 до 15 календарных дней; 2) исключение нормы по внесению обеспечения заявки; 3) пересмотр порядка внесения обеспечения аванса и обеспечения исполнения договора. Однако, данные поправки не были поддержаны Правительством РК. Вместе с тем, в рамках Законопроекта НПП "Атамекен" внесены следующие поправки на поддержку ОТП: 1) внедрение единого ПКО; 2) обязательная выплата аванса при закупе работ по строительству; 3) освобождение второго победителя от включения в Реестр недобросовестных поставщиков; 4) исключение нормы по расторжению договора на любой стадии, в случае установления уполномоченным органом факта заключения договора с нарушением законодательства РК; 5) исключение нормы по расторжению договора на любой стадии, в случае установления уполномоченным органом факта заключения договора с нарушением законодательства РК; 6) обязательное указание национальных стандартов РК. В настоящее время Законопроект находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента РК. Проведено 15 заседаний рабочих групп. Ориентировочный срок принятия Законопроекта - 01.01.2019г.
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Алибекова Аяна Азаматовна

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ РЕГУЛИРУЕМЫХ ЗАКУПОК

Руководитель подразделения:

Абдуалиева Меруерт Кулмуратовна

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКУПОК И МЕСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ

Partners