astana-view

Реестр проблем

№1304

касательно поддержки отечественного товаропроизводителя и вопросу ценообразования и тарифов на газ

В НПП РК «Атамекен» поступило обращение от Ассоциации упаковщиков Казахстана касательно поддержки отечественного товаропроизводителя и вопросу ценообразования и тарифов на газ. По информации Ассоциации в настоящее время в Казахстане зарегистрировано 5 предприятий по производству стеклотары с общим объемом производства 505 213,4 тыс. штук в год. При этом более 95% продукции производится на 3 предприятиях ТОО «ЕвроКристалл», ТОО «Qazaq Glass Company» и ТОО «Алматы Стекло». На предприятиях трудятся порядка 1,5 тыс. человек и еще только же в смежных областях, что в совокупности составляет более 3 тыс. человек. Налоговые отчисления за 2023 год составили более 3,5 млрд. тенге. Предприятия внедрили на производстве практически полный цикл переработки вторичного сырья, от сортировки вторичного сырья до производства готовой продукции. Производимая на предприятиях продукция в основном идет на упаковку продуктов (консервация сельскохозяйственной продукции, соки), в том числе и на социально значимые товары (молоко, детское питание и т.д.). Объем внутреннего потребления составляет 912 907,0 тыс. штук банок для консервирования, бутылок и прочей тары из стекла, казахстанские производители закрывают 55,3% рынка. За 2023 год в другие страны было экспортировано 35 млн. штук стеклянной тары на сумму более 5 млн. доллар США. Однако с июля прошлого года отечественные производители поставлены в условия, когда все достижения отрасли могут утеряны. Производителям, как крупным потребителям природного газа в одностороннем порядке был увеличен тариф за поставляемый газ с 28 000 тенге до 56 000 тенге за 1 тыс м3 (практически на 100%). В соответствии с подпунктом 15) пункта 2) Приказа Министра энергетики Республики Казахстан от 3 ноября 2014 года № 96 «Об утверждении Правил розничной реализации и пользования товарным и сжиженным нефтяным газом», предприятия по вторичной переработке относятся к Потребителям использующие газ в качестве сырья или топлива для выпуска продукции с непрерывным циклом технологического процесса, и производство стекла – это непрерывный технологический процесс, аналогичный металлургическому. В случае остановки будут «загублены» новые печи (производственные линии), в строительство и запуск которых, были привлечены серьезные инвестиции (преференции). Предприятия имеют денежные обязательства перед банками, по возмещению кредитных средств, в случае остановки производства выполнения кредитных обязательств будет невозможным. В то время как Глава Государства определил необходимость перейти на новую экономическую модель развития страны. Перед государственными органами поставлены задачи защищать отечественных производителей, а «основной упор сделать на ускоренном развитии обрабатывающего сектора», при этом развивая глубокую переработку. Кроме того, текущая ситуация может привести к негативным эффектам по следующим направлениям: 1) в настоящее время казахстанские производители закрывают 55,3% внутреннего рынка, выпуская более 505 млн. штук в год банок для консервирования, бутылок и прочей тары из стекла. При росте цены на газ на 100 %, стоимость отечественной стеклянной тары будет составлять уже 68 – 70 тенге за штуку. Соответственно цена тары будет заложена в стоимость товара, которое приведет к удорожанию конечного продукта для потребителя. 2) увеличение импорта данной продукции. Повышение тарифа на газ повлечет за собой увеличение расходов производителей упаковки более чем на 500 млн. тенге в год, что значительно скажется на себестоимости готовой продукции, следовательно, возникнет необходимость поднятия отпускных цен. Это неумолимо приведёт к тому что потребители будут искать альтернативных поставщиков в России и Центральной Азии. Необходимо принять во внимание, что производители указанных стран в результате текущей геополитической ситуации ищут альтернативные варианты сбыта готовой продукции, а также имеют свободные к производству объемы и гибкое ценообразование, включая политику демпинговых цен. Так, например, стоимость газа для российских предприятий в настоящее время составляет 6,3 рублей за 1 м3 (без НДС), это 30,24 тенге (при действующем обменном курсе). Казахстанские предприятия с июля прошлого года платят за газ 58,7 тенге за 1 м3 (без НДС). Т.е. российские производители стеклянной тары получают газ на 48,5 % (28,46 тенге) дешевле, чем казахстанские производители. Как следствие, только за первый месяц текущего года импорт всей стеклотары вырос более чем на 1 млн. штук (т.е. почти на 8 %) и 94% импорта поставляется в Казахстан из России. 3) повышение стоимости газа негативно отразиться и на экологии нашей страны. При условии, что предприятия, производящие стеклянную тару, снизят объем производства или при наихудшем сценарии совсем закроются, тот объем вторичного сырья, который сейчас перерабатывается в стране, а это порядка 40 – 50 тыс. тонн в год, будет уходить на мусорные полигоны в виде мусора. А так как стекло не разлагается со временем, стеклобой будет накапливаться на свалках. 4) сложившаяся на рынке ситуация, чревата упущенной выгодой, снижением объёмов производств, а возможно и остановкой производства со всеми текущими последствиями. Отечественные производители, не имея возможности выплачивать кредиты и содержать производства, вынуждены будут закрываться. Следовательно, отразится на недополучение финансирования в бюджет более 3,5 млрд. тенге ежегодно. 5) увеличение социальной напряжённости, ввиду увеличения безработицы. Увольнение работников компаний, это порядка 1,5 тыс. человек и еще только же в смежных областях, что в совокупности составляет более 3 тыс. человек.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

Ассоциация упаковщиков Казахстана

Предложение по решению проблемы:

Принимая во внимание изложенное, просим пересмотреть систему повышения тарифов на товарный газ, для промышленных предприятий, и установить цену для всех предприятий в равных ставках без привязки к объему потребления на уровне, который был до 1 июля 2023 года, и не допускать введения режима ограничения поставки товарного газа. Это позволит придать импульс восстановлению и дальнейшему развитию отрасли, сохранить действующие и создавать новые рабочие места, наращивая налоговые отчисления в бюджет.

Пути решения:

1) пересмотр системы повышения тарифов на товарный газ, для промышленных предприятий; 2) установление цены для всех предприятий в равных ставках без привязки к объему потребления на уровне, который был до 1 июля 2023 года; 3) мониторинг по недопущению введения режима ограничения поставки товарного газа.

Дата включения в реестр:

2024-05-17 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2024-06-03 00:00:00

Ход исполнения:
30.09.2024; в работе
Отклонено государственными органами
Ответственный исполнитель:

Тұрарбекова Аида Нұрланқызы

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Руководитель подразделения:

Асқар Алмат

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Скачать

Partners