Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Как заинтересовать предприятия в организации обучения на рабочем месте?

09 Октября 2017
1467 просмотров

Система ТиПО Казахстана может послужить хорошим базисом для развития дуального обучения

Внедрение дуального обучения в Республике Казахстан было отмечено Президентом РК в качестве важной задачи во время своего визита в Германию в феврале 2012 года. В этом выступлении он отметил, что задачей является развитие ТиПО, основанной на опыте дуального обучения в Германии.

Система ТиПО Казахстана, хотя и испытывает определенные трудности, имеет историю и опыт практического обучения, которые могут послужить хорошим базисом для развития дуального обучения. В течение последних 10 лет в Казахстане был принят ряд экономических и институциональных реформ, а также национальных стратегий развития. Значительные ресурсы, получаемые от экспорта сырья, были направлены на реструктуризацию национальной экономики с целью достижения задачи развития – стать одной из 50 самых конкурентноспособных стран в глобальной экономике. В свою очередь, это привело к существенным изменениям на рынке труда и в требованиях к профессиональному образованию и обучению (ПОО), включая компонент обучения на рабочем месте (ОРМ).

Приказом министра образования и науки от 13 января 2014 года был утвержден план мер по реализации приоритетных направлений в образовании, науке и молодежной политике на 2014-2016 годы. В плане были обозначены тактические меры, необходимые для достижения задач, поставленных Президентом – создание конкурентоспособной и мобильной системы образования, которая отвечает требованиям общества и экономики с точки зрения качества и доступности.

Национальная дорожная карта по внедрению дуального обучения была принята в 2014 году (указ N°1093). В Дорожной карте предусматривается создание учебных центров повышения квалификации и переквалификации при производственных предприятиях и их участие в подготовке вузами и колледжами специалистов.

В 2016 году были приняты поправки к Трудовому кодексу РК, в том числе Статья 116,119 «Дуальное обучение», в которой были введены понятия «дуального обучения» и «соглашения (контракта) о дуальном обучении».

В Закон РК «Об образовании» внесены соответствующие изменения и дополнения в части определения компетенции заинтересованных сторон и увеличение практики до 60-80% в образовательных программах

Дуальное обучение рассматривается как многообещающий путь, который позволит отвечать на требования рынка труда, удовлетворять потребности предприятий в кадрах, обладающих нужными профессиональными навыками, для достижения роста и конкурентноспособности, а также лучше подготовить молодежь для трудоустройства, таким образом, будут обеспечены как интересы экономики, так и интересы индивидов и общества.

Сочетание трудового обучения с профессиональным образованием является беспроигрышным. Предприятия получают рабочих, обладающих необходимыми навыками, в то время как учащиеся переживают более плавный переход в мир труда. Казахстан продвигается вперед по внедрению двойной системы образования, вдохновленной успешными европейскими моделями.

Понимание этого есть, но как сделать так, чтобы эта модель прижилась у нас, была поддержана не только крупными бизнес-сообществами, но и средним и мелким бизнесом.

Для достижения этих целей нужны государственные меры, которые посредством введения соответствующих стимулов, помогут создать условия для дальнейшего развития обучения на рабочем месте, равноправно обеспечивая интересы разных заинтересованных сторон.

Как стимулировать заинтересованность предприятий и компаний в организации обучения на рабочем месте, а также с учетом того, что Дорожная карта по развитию дуального обучения РК подчеркивает важность вовлечения компаний?

Это и стало целью проведения Европейским фондом образования (ETF) совместно с НПП РК «Атамекен», МОН РК 5-6 октября семинара по эффективным механизмам финансирования, включая стимулы для компаний для привлечения заинтересованных сторон и примеров передовой практики из Франции и Британии. Это мероприятие является частью проекта Skills Connexion ЕФО, целью которого является содействие разработке политики и осуществлению обучения на основе работы в Армении, Азербайджане, Беларуси, Грузии, Молдове, Украине и Казахстане».

В двухдневном мероприятии в Астане приняли участие политики, бизнес - организации, поставщики ПОО, международные эксперты и другие социальные партнеры. Обсуждения были подкреплены призмой финансирования ЕФО, вариантами политики и применимостью к казахстанскому контексту.

6 представителей бизнес - сообщества были приглашены в качестве почетных участников Амирет Конысбаев, президент Ассоциации инновационных компаний СЭЗ «Парк инновационных технологий», Любовь Худова, президент Ассоциации предприятий легкой промышленности РК, Джанибек Садвакасов, исполнительный директор Ассоциации строителей Казахстана, Илона Гришина, начальник отдела по работе с персоналом ТОО «Компания Нефтехим LTD», Жаналиева О., руководитель Учебного центра при швейной фабрике ТОО «Фортуна», Рашида Шайкенова, директор Казахстанской туристской ассоциации (КТА), президент Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов (КАГиР). 

На семинаре участниками было выработано общее понимание о финансовых и нефинансовых стимулах для обучения на рабочем месте. Но главное, были определены механизмы, наиболее приемлемые и выполнимые в контексте Казахстана.

Рекомендации по работе семинара будут направлены в уполномоченный орган для рассмотрения.

 

 

Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры